t_itanium (t_itanium) wrote,
t_itanium
t_itanium

Categories:

О ситуации с курьерской доставкой

В статье из «Фонтанки». В принципе, ничего нового. Boxberry и многие дургие курьерские службы доставки не имеют права требовать сканы паспортов, т.к. не является операторами обработки персональных данных. Их обещаниям уничтожить присланные копии паспортов могут поверить только самые наивные чукотские юноши. Моё мнение прежнее – ничего не отправлять, пока не будет дано официального разъяснения таможни. И как эти требования согласуются с предоставлением персональных данных тем, кто не имеет права заниматься их обработкой.

…Не успели россияне обрадоваться решению «Почты России» не отправлять все незарегистрированные иностранные посылки с 1 января в город Мирный, как их ждал очередной сюрприз. Те, кто решил подстраховаться и доверил доставку коммерческим операторам, к примеру SPSR, Pony Express и Boxberry, не могут получить свой заказ более недели и выливают в социальные сети потоки жалоб. Иностранные интернет-магазины отказываются от услуг сервисов экспресс-доставки, оставляя в качестве единственной альтернативы «Почту России».

Судя по всему, изменения требований ФТС стали для логистических компаний такими же внезапными, как и для их клиентов. К примеру, сервис доставки Boxberry, специализирующийся на доставке заказов из зарубежных интернет-магазинов, 5 января затребовал у своих клиентов «так быстро, как это возможно» предоставить им скан-копию паспорта – главной станицы и страницы с пропиской. Как пояснил оператор на своем сайте, это стало необходимо с 1 января 2017 года «для таможенного оформления посылок физических лиц из-за границы».

На странице Boxberry «ВКонтакте» пользователи жалуются, что личный кабинет, куда предлагалось загрузить скан паспорта, перестал работать из-за резко возросшей нагрузки, с перебоями работает и колл-центр. Получатели, которым все-таки удалось узнать статус своих заказов, обнаружили, что те зависли на таможне еще до Нового года. «Почтой России» пришло бы и то быстрее», – сетуют они.

С аналогичными проблемами столкнулись и другие логистические операторы. Так, по словам   клиентов сервиса Pony Express, колл-центр компании в последние дни лихорадочно обзванивал своих клиентов и просил их отправить ксерокопию паспорта на электронную почту. В социальных сетях также можно найти многочисленные жалобы на срыв сроков доставки.

Компания SPSR, партнер китайской онлайн-площадки AliExpress, на своей странице уведомила клиентов о том, что с Нового года «для процедуры таможенной очистки посылок в индивидуальном порядке запрашиваются копии паспортов получателей на бумажных носителях», и предложила выяснять дальнейшую информацию по телефону.

На странице «ВКонтакте» оператора DPD жалоб нет, но есть сообщение от 3 января с просьбой направлять претензии с помощью формы обратной связи и предупреждением, что «комментарии офтоп и с содержанием нецензурной лексики будут удалены».

На сайте таможни уведомлений об изменении регулирования оформления международных экспресс-посылок нет. «Фонтанка» запросила комментарии у ФТС, однако на момент публикации разъяснения не поступили. Впрочем, судя по сообщениям самих логистов, речь идет не о новых правилах как таковых, а об ужесточении трактовки действующих норм.

К примеру, SPSR в разделе часто задаваемых вопросов на своем сайте сообщает, что для прохождения заказа через таможню необходимо указывать данные о получателе, в том числе и сведения о подтверждающем личность документе. Такие требования содержатся в приказе ФТС «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками». Однако если ранее  у клиентов запрашивались сами данные, то теперь потребовалась и копия паспорта.

Получить комментарии от служб доставки относительно того, какой объем посылок скопился на таможне и получат ли клиенты компенсацию за растянувшееся ожидание, не удалось. В техподдержке Boxberry клиентам сообщили, что рассчитывают обработать поступившие сканы паспортов до 10 января и пообещали, что зависнувшие на таможне посылки не будут уходить обратно отправителю еще в течение недели.

Впрочем, новые требования ФТС вызывают у покупателей интернет-магазинов много вопросов. К примеру, насколько безопасно предоставлять скан-копию паспорта компании, которая не является оператором персональных данных. В едином реестре таких операторов на сайте Роскомнадзора из перечисленных выше сервисов «Фонтанке» удалось найти только SPSR. В Boxberry подтвердили, что компания не имеет права работать с персональными данными, однако пообещали клиентам уничтожить информацию после использования. Тем не менее многие пользователи в соцсетях заявляют о намерении отказаться от услуг экспресс-операторов из-за опасения утечек.

Ужесточение требований таможни также привело к тому, что ряд иностранных интернет-магазинов вовсе отказались от экспресс-доставки в Россию. К примеру, вчера, 6 января, китайская площадка  AliExpress сообщила, что отключает эту опцию «до восстановления работы системы коммерческих экспресс-отправлений ФТС России».

Британский Asos также приостановил экспресс-доставку товаров в Россию. В сообщении на сайте компании это «непростое решение» объясняется «обновлением системы». Впрочем, компания обещает включить опцию, когда будут улажены «все технические вопросы». Впрочем, компания подчеркивает, что услуга обычной доставки, то есть с помощью «Почты России», по-прежнему доступна.

Между тем новшества ФТС на деятельности последней не отразятся:  «Почта России», являясь почтовой службой, не запрашивает информацию о паспортных данных. В пресс-службе самой «Почты России» подтвердили, что ее работа, равно как и подразделения EMS, отвечающего за экспресс-доставку, осуществляется в «обычном режиме».

По предварительной оценке Национальной ассоциации дистанционной торговли, в 2016 году занимающиеся доставкой компании (кроме "Почты России") перевезли более 20 млн интернет-посылок из-за рубежа, что составляет 7 – 10% всего рынка трансграничной торговли. Причем, несмотря на дороговизну услуги (к примеру, у магазина Asos стоимость экспресс-доставки составляет 1500 рублей против 200 рублей обычной), доля по сравнению с 2015 годом выросла в два раза.

Ужесточение требований без предварительного уведомления может быть своего рода стресс-тестом для сервисов доставки, считает глава НАДТ Александр Иванов. «Однако в чем суть такого эксперимента, сказать сложно», – добавляет он. По мнению эксперта, требование предоставлять ксерокопию паспорта, пусть даже не в бумажном, а в электронном графическом виде, лишено практического смысла и единственным следствием может быть замедление обработки посылок и увеличение расходов на их обслуживание. Это, скорее всего, приведет к потере доли рынка экспресс-операторами в пользу «Почты России»…

Источник.

Tags: boxberry
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments