t_itanium (t_itanium) wrote,
t_itanium
t_itanium

Categories:

Apple Pay. Революция на рынке мобильных платёжных систем

Компания Apple совершила ещё один прорыв. На этот раз на рынке мобильных платёжных систем. Понятно, что в России это осталось совсем незамеченным, т.к. никаких мобильных платёжных систем здесь нет, и даже в не очень обозримом будущем не предвидится. У нас и банковские карты за пределами Мск, Питера и городов миллионников только-только выходят за рамки снятия кэша.

3

Но в США Apple показательно подвинула всех, кто хотел бы играть на этом рынке – банки, сами Мастер с Визой, PayPal. Помните статью о том, что PayPal имеет намерения стать лидером мобильных платёжных систем? Не получилось. Опередили.
А что же любимые многими китайцы? Кстати, любовь к китайскому говну для меня всё-таки остаётся загадкой русской души. Как я уже неоднократно говорил, на прорывные открытия китайцы не способны на ментально-генетическом уровне. Есть огромная разница между тем, чтобы создавать новые рынки и тупо собирать то, что давно придумано другими, но дешевле.
Ни разу не являясь поклонником Apple, не могу не снять шляпу за множество прорывных, я бы даже сказал революционых продуктов, которые выпустила эта компания - iPod, iPhope, iPad, iTunes, MacBook и вот теперь Apple Pay.


…Новая технология Apple Pay не угрожает банкам и платежным системам. Она просто лишит их монополии на информацию о покупательском поведении, а это колоссальный источник доходов в будущем.

Несколько последних лет банкиры с опаской посматривали в сторону Apple, ожидая вторжения на свою территорию. Вокруг подготовки к этой атаке ходило много слухов. Наконец, неделю назад компания запустила свой платежный проект Apple Pay, и теперь появилась возможность уже с фактами в руках разобраться, что же это такое.

В связи с походом Apple на финансовый рынок возникает много вопросов. Пострадают ли банки? Есть ли угроза платежным системам? Чем ответит Samsung? И в конце концов, что же такого нового сделала Apple, чего не делали до нее?

Банкам было чего опасаться: с самого начала смартфоны Apple выглядели как вполне логичное для осуществления платежей устройство. В 2012 году появилось приложение PassBook, позволяющее использовать карты лояльности и купоны, ну а про 800 млн аккаунтов iTumes с привязанными к ним кредитными карточками клиентов и говорить нечего.

Не хватало деталей. И в этом году Apple сделала несколько последних шагов: добавила быструю идентификацию пользователей по отпечатку пальца, встроила в свои смартфоны функцию NFC, а также договорилась с платежными системами, несколькими крупнейшими банками и торговыми сетями с США.

Как выглядит процесс покупки в магазине с использованием Apple Pay? Для начала пользователь должен привязать к сервису свою банковскую карточку, выбрав уже привязанную к iTunes или добавив новую. Для этого достаточно сфотографировать карту и ввести код безопасности. В магазине на кассе покупатель подносит смартфон к терминалу, на экране телефона выскакивает уведомление о предстоящей покупке, для авторизации которой достаточно нажать пальцем на кнопку Touch ID. Совпадение отпечатка пальца является подтверждением платежа, и деньги списываются с привязанной карты, клиент информируется об этом вибрацией телефона. Это одна из простейших предложенных на рынке процедур.

Apple – далеко не первая компания, пробующая себя в мобильных платежах, и они до сих приживались не очень гладко. Оказалось, что просто подключить карту к мобильному приложению недостаточно: расплатиться самой картой порой быстрее, чем ждать, пока приложение определит, в каком магазине вы находитесь и что надо сделать. Да и поведение пользователя в этом случае мало меняется. Однако Apple, во-первых, действительно реализовала платежи «в один клик», во-вторых, нашла способ переместить в телефон из кожаного бумажника не только банковскую карту, а и все, что в нем находится, включая карты программ лояльности и транспортные карты. А в-третьих, в ее активе уже гигантское количество привязанных к iTunes карт пользователей.
Важно, что это более безопасный способ оплаты, чем оплата картой. Данные самой карты при осуществлении платежа нигде не фигурируют: вместо этого смартфон и терминал обмениваются «токеном» – специальным кодом, формирующимся для проведения конкретной транзакции. Это стало возможным благодаря опубликованной в марте этого года спецификации консорциума EMVCo, объединяющего крупнейшие платежные системы (Visa, MasterCard, American Express, Discover, JCB). То есть у злоумышленников намного меньше шансов перехватить данные карты и использовать их для мошенничества.
Итак, что это значит для платежных систем? Их позиции только укрепились, ведь Apple теперь использует не только уже созданную ими ранее инфраструктуру в виде банковских карт, процессов и т.п., но и новую спецификацию по бесконтактным платежам.

Чего ждать банкам? Банкам можно на время расслабиться, им в ближайшем будущем ничего не угрожает. Сейчас Apple договорился с шестью крупнейшими банками в США (American Express, Bank of America, Capital One Bank, Chase, Citi и Wells Fargo) о том, что сервис Apple Pay будет обслуживать их карты. Многие не вошедшие в этот список банки встали в очередь и тоже желают подключиться. По предварительной информации, Apple будет брать с них 0,15% от суммы осуществляемых транзакций. Для большинства стран это вполне умеренный процент, и банки смогут это «потянуть».  То есть сильно в карман к банкам залезать Apple не планирует, собственно, как и зарабатывать на проведении платежей.

Хочет ли Apple занять место банков? Нет, не хочет – компания не полезет в бизнес, в котором надо объяснять десяткам миллионов клиентов, откуда в выписке по их карте взялась неожиданная транзакция в Болгарии, да и доходы тут не гигантские. Для Apple сейчас важнее заработать на продаже своих устройств, чем лезть в сложный карточный бизнес банков. Скорее, здесь повторяется история с продажей музыкальных треков через iTunes по низкой цене: тогда все удивлялись низкой цене музыки, якобы не выгодной для Apple, а компания заработала огромные деньги на продаже плееров.
Уже подключившиеся к проекту банки облегченно выдохнули и радуются отступившей угрозе, рекламируя партнерство с Apple у себя на сайтах или на экранах банкоматов. Однако Apple украла у банков мечту. Последние несколько лет много кто рассказывал банкам, что у них есть Священный Грааль – информация о покупательском поведении клиентов, которую можно превратить в колоссальный источник доходов через таргетированные предложения пользователям и рекламные механики. Этот Грааль существует, но банкам от него ничего не достанется, Apple хочет забрать его себе. Компания уже набирает в свою команду специалистов по программам лояльности, а своя рекламная платформа iAd у нее уже есть.

Продвижение Apple Pay не будет, конечно, легкой прогулкой по парку. Ряд крупных ретейловых сетей, включая таких гигантов, как Wal-mart, Kmart, 7-Eleven и Best Buy, заявили, что заблокируют у себя прием платежей через Apple Pay. И они делают это не просто в пику Apple: сети объединяются и создают свое собственное приложение под названием CurrentC, которое ожидается к запуску в следующем году. Причем ретейлеры хотят исключить из цепочки еще и платежные системы, чтобы сэкономить на комиссии: деньги должны будут списываться не с кредитных карт, а прямиком с расчетного счета клиента. Правда, пока ни один банк к этой системе не подключен.

Очевидно, что драка за NFC-платежи и информацию о транзакциях клиентов предстоит острая. Да и главный конкурент, Samsung, не будет сидеть на месте и постарается контратаковать. Смартфон Galaxy S5 уже позволяет авторизоваться в платежной системе PayPal по отпечатку пальца, и ходят слухи, что в ближайшем будущем компания представит и «умные» часы с аналогичными платежными функциями...

Источник.


Tags: apple
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments