t_itanium (t_itanium) wrote,
t_itanium
t_itanium

Categories:

Результаты встречи обсуждения инициативы на РОИ и планы на решающую встречу

Итак, коллеги, результаты первой встречи по нашей инициативе на РОИ, итоги и планы от автора инициативы ishadrin. Встретились. Пообщались. Фактически, был более-менее неформальный обмен мнениями с руководством "Открытого правительства".

Теперь нужно готовиться к следующему этапу, 15 сентября будет заседание и голосование экспертной рабочей группы по нашей инициативе, с экспертами, представителями общественных организаций, засланцами из заинтересованных министерств/ведомств и т. п., всего около 35 человек (придти могут не все).
Товарищи из ОП дали некоторое количество советов по подготовке (типа безэмоциональности), также, из ответов на замечания к уже существующему проекту закона о 150 евро, мы примерно знаем доводы минфина ("общепринятая мировая практика").
Так что предлагаю в ближайшие дни (открыто или только для френдов - это по решению владельца блога) обсудить те тезисы, которые более-менее получились у нас, что-то добавить, что-то убрать, и потом с ними уже выходить к экспертам.
Также есть еще задача в ближайшие дни максимально осветить тему в блогах, СМИ и везде, где возможно. Давайте думать, кто что может сделать. Свои доводы Игорь изложил ниже.



  1. Одной из причин понижения таможенного лимита называется фискальная выгода государства от повышения таможенных сборов. Министерство финансов говорит, что повышение таможенных сборов от снижения лимита составит 20 млрд. руб. в год.
    Однако, по открытым данным аналитического агентства Data Insight, общий объем трансграничных покупок за 2013 года составил 150 млрд. руб., в эту сумму входят большей частью нематериальные товары (билеты, бронирования, программы). При этом, по словам Минфина и ФТС, 80-85% посылок не попадут под обложение пошлинами при снижении лимита.
    Поскольку средняя стоимость посылок, попадающих под обложение, неизвестна (не раскрывается), то итоговые цифры могут сильно варьироваться, но они в любом случае будут меньше 20 млрд. руб. в год.
    Кроме того, возникают вопросы:

    • Какие средства будут потрачены на усовершенствование инфраструктуры ФТС при усложнении администрирования входящих почтовых отправлений?

    • Какие затраты нужны на создание с нуля удобной для граждан системы дистанционного таможенного оформления и уплаты таможенных пошлин, и возможно ли вообще создание такой системы в разумные сроки?

    • Какая часть доходов Почты России выпадет в случае снижения количества входящих МПО, каково будет это снижение, или, наоборот, почта столкнется с трудностями из-за роста количества мелких отправлений, на которые покупатели будут разбивать консолидированные посылки для ухода от обложения пошлинами?

    • Получит ли государство вообще хоть какую-то фискальную выгоду от снижения пошлин? Ведь в любом случае покупатели будут стараться разбивать посылки на более мелкие, просить продавцов занижать инвойсы и декларации (а в очень многих случаях, из-за разброса цен на товары одного типа таможенные органы просто не смогут понять, что цена товаров занижена), а также пользоваться услугами посредников по реимпорту из стран таможенного союза (в первую очередь – Казахстана). При этом закон нарушен не будет, а рост таможенных сборов будет стремиться к нулю.


    Все это вызывает большие сомнения в экономической обоснованности понижения таможенных лимитов для МПО.

  2. Второй причиной понижения лимита лоббистами из АКИТ и Минфином называется ущерб для экономики за счет серого импорта через МПО и ценовой конкуренции, которую наши магазины проигрывают зарубежным.
    Но на самом деле ситуация обстоит несколько иначе:

    • Согласно исследованиям ВШЭ, не доверять которым оснований нет, главная причина покупок в иностранных магазинах – это покупка товаров, не представленных в российской рознице. Ценовое преимущество при этом стоит на втором месте. Так что приводимые лоббистами доводы о потере налоговых отчислений и рабочих мест если и не ничтожны, то сильно преувеличены. Более того, проникновение в страну товаров, не представленных в продаже, за счет информирования покупателями своих знакомых, открывает новые товарные и производственные ниши, которые могут стимулировать отечественный ритейл и производителей эти ниши занять.

    • Проигрыш в ценовой конкуренции за счет экономии покупателей на пошлинах и НДС на самом деле компенсируется долгими сроками ожидания, почтовыми расходами и, зачастую, отсутствием гарантии на сложные товары. Эти факторы сами по себе являются сдерживающими и вполне достаточными для конкурентного преимущества отечественных продавцов, даже когда их цены немного выше цен в иностранных магазинах.

    • Основной причиной проигрыша в конкуренции является не отсутствие пошлин, а низкая эффективность деятельности, завышенные наценки и плохой сервис, в том числе и послепродажный. В данном случае конкуренция с иностранными магазинами, наоборот, стимулирует развитие отечественной дистанционной торговли. Например, на таких рынках, как массовая электроника, комплектующие для вычислительной техники и подобных, отечественные продавцы обладают подавляющим преимуществом над зарубежными, за счет того, что держат конкурентные цены, часто обеспечивают неплохой сервис и ведут грамотную планомерную работу с производителями и поставщиками. Продавцы же одежды, игрушек, косметики и многих других промтоваров, конечно, часто проигрывают ценовую борьбу, поскольку устанавливают цены на 200-300%, а иногда и до 1000% выше по сравнению с иностранными розничными ценами.

    • Проблема серого импорта, разумеется, оказывает негативное влияние как на собираемость налогов, так и на работу отечественного законопослушного ритейла. Но, во-первых, в части дистанционной торговли она сильно преувеличена – по оценке того же Data Insight более 90% интернет-магазинов в нашей стране не приобретают товары напрямую, поэтому не могут никаким образом импортировать их при помощи серых схем. А, во-вторых, эта проблема никак не связана с МПО: согласно данным ВШЭ и НАДТ (Национальной ассоциации дистанционной торговли), подавляющая часть серого импорта идет совсем не через почту, а с помощью таможенных схем, так называемых «муравьиных троп» на границе с Китаем и многих других способов; кроме того, МПО и сейчас регистрируются, проходят таможню, и в случае обнаружения коммерческих товарных партий (более 5 однотипных изделий) – задерживаются.

    • Как быть с товарами, отсутствующими на внутреннем рынке? Будет ли какой-то список этих товаров, и кто его будет составлять, или покупатели товаров, не представленных в российской рознице, будут дискриминированы, по сравнению с покупателями товаров, на нашем ранке представленными?


  3. Наконец, еще одной причиной понижения лимита Минфин, судя по однотипным ответам на замечания на этапе общественного обсуждения готовящегося законопроекта, называет сложившуюся международную практику, согласно которой лимит в 100-150 единиц валюты установлен во многих странах. При этом, случайно или намеренно, разработчики закона забывают о следующих обстоятельствах:

    • В случае европейских или американских рынков дополнительные пошлины платятся только в том случае, если товар покупается из-за пределов, соответственно, США с инкорпорированными территориями, Мексикой и Канадой, или из-за пределов ЕС. При этом внутренние рынки США, ЕС и Китая сами по себе настолько насыщены разнообразными товарами по более чем приемлемым ценам (это же и является причиной покупок россиянами там), что необходимости покупать что-то из-за таможенных границ у граждан этих стран возникает намного реже.

    • Население многих стран с низкими таможенными лимитами имеет гораздо более высокий уровень жизни, чем граждане РФ.


  4. Снижение лимита беспошлинного ввоза товаров для личных нужд заденет самую экономически активную, молодую и образованную часть населения, которая в основном и является клиентами российских и зарубежных магазинов дистанционной торговли. Вряд ли в условиях невнятного экономического роста и при остановившемся росте доходов населения стране принесет какую-то пользу повышение протестных настроений в этой группе населения, при неясных перспективах фискальных и налоговых выгод.

  5. На основании всего перечисленного и с учетом того, что против снижения лимитов беспошлинного ввоза проголосовало более 100 000 граждан РФ (и проголосовало бы намного больше, если бы процесс не останавливался автоматически при достижении 100 000 голосов), просим поддержать нашу инициативу и не допустить принятия закона, ограничивающего зарубежные покупки.

Tags: против введения ограничений для мпо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →