t_itanium (t_itanium) wrote,
t_itanium
t_itanium

Life takes VISA

Очередная статья в сериале про историю международных платёжных систем. На этот раз о лидере рынка - Visa

1

Девичьей фамилией Visa была Americard. Впервые карты Bank of America увидели свет в 1958 г. Компания по продвижению велась довольно агрессивно: согласно предложению клерка, работавшего в отделении банка во Фресно, штат Калифорния, несколько десятков тысяч готовых карт было разослано по почте. Получатели не преминули воспользоваться бело-сине-золотыми кусочками пластика и прошлись волной по торговым точкам.


2

Эта акция имела свою обратную сторону: через некоторое время банковские служащие перестали справляться с обработкой огромного массива информации, а необходимых технологических разработок тогда ещё не существовало. Документы начали складировать в специально арендованном для этого спортзале. Видя эту неразбериху, самые ушлые держатели карт понабрали кредитов в расчёте на то, что разбираться с их задолженностями если и будут, то не в самом скором будущем. Статистически каждый пятый задерживал оплату кредита.
К концу 1959 г. Americard терпел 22% убытки, зато кредитованных товаров было приобретено на $60 млн. За провал проекта полетели головы. Однако в других штатах эксперимент продолжался и благодаря грамотной рекламе результаты его оказались положительными.
Используя сеть своих отделений, Bank of America сумел обеспечить благоприятные условия по приему своих карт, и казавшийся провальным проект окончательно обеспечил себе право на существование.
К тому же, несколько не выдержавших конкуренции на рынке пластика мелких банков присоединились к системе Americard. Затем были заключены соглашения с банками за пределами Калифорнии.
По мере роста популярности кредиток, было создано отделение, специально занимающееся транзакциями по картам - BankAmericard Service Corporation. А в 1966г. банк начал выдавать лицензии на работу со своей платежной системой не только в США, но и за пределами страны. Тогда-то, как мы по помним по предыдущим статьям (читайте здесь и здесь), и был создан противовес – Interbank Card Association (ICA), будущий MasterCard.
При продаже своих лицензий Bank of America устанавливал специфические стандарты, от которых банки-покупатели, желавшие иметь некоторую автономность, были отнюдь не в восторге. Для обсуждения возникших разногласий в Коламбусе штат Огайо была устроена встреча глав Bank of America и крупнейших банков-держателей лицензий, в том числе Национального Торгового Банка Сиэтла. Его представлял Ди Уорд Хок – будущий отец Visa. Именно он предложил отделить систему Americard от Bank of America. Предложение оказалось довольно-таки «эксаравагантным» и обговаривалось на различных бурно протекавших встречах почти год. Bank of America, ясное дело, был против, что вполне объяснимо: с какой стати банк, можно сказать, создавший карточную систему и владеющий ее 40% должен от нее отказаться?! Переговоры завершились грандиозным скандалом. Возникла тупиковая ситуация.
И вот, практически через месяц, при посредничестве третьих лиц, Ди Хок получил письмо, в котором Bank of America соглашался на создание отдельной компании на определенных условиях: банк остается владельцем торговых марок и имеет эксклюзив на лицензии в течение 5 лет, а также получает 40% мест в руководстве будущей организации.
Началось формирование новой корпорации. Была разработана централизованная система взаиморасчетов. И в 1970г. Ди Хок возглавил совет директоров National Bank Americard.

3

Ди Хок мыслил инновационно: видя платежную систему как независимое финансовое сообщество, он стремился стандартизировать плату за взаиморасчеты для торговцев, перевести все совершаемые операции, а также активы в сферу электронного направления. А ведь по сути, электронные деньги, как замена бумажных, способны были подорвать само существование банков в том виде, в каком мы знаем их: «банковское дело не сохранит своей позиции как первичного оператора системы платежей» (Ди Хок). Более того, Хок не очень жаловал само обозначение «кредитная карта», считая его ошибочным с точки зрения маркетинга. Для него карта была, прежде всего «инструментом безденежных расчетов».
Сегодня мы могли бы сказать, что Ди Хок являлся самым натуральным «криэйтером» современного типа платежной системы. Но говоря классически, Ди Хок – представитель той редкой породы людей, что умеет извлекать из жизненного пространства опыт, а значит, учитывать его и меняться в соответствии с полученными уроками. Такие люди живут в режиме постоянного мозгового тренинга и это неизбежно развивает их творческие способности. «Использование правил вместо суждений неминуемо ведет нас к провалу, поскольку суждение можно выработать лишь путем его исследования». Не правда ли, довольно неожиданная фраза в устах биг-босса? Корпоративный дух явно приводил его в негодование. В общем, как пелось в песенке 90х – Free Your Mind! И тогда свежие идеи вольются в просветлевшую головушку. Пожалуй, можно сказать, что он был сторонником органического или естественного подхода в формировании бизнеса, когда решения принимаются не кем-то одним, а всеми участниками структуры, которая существует, как единый организм. Такую структуру Хок назвал «невидимой», это такой chaordic, порядок и хаос, самоуправляемость, которая сообщает системе легкую адаптивность.
В 1984 г. Ди Хок покинул Visa, чтобы заняться садоводством и чтением. А в 1991г. его имя вошло в Зал Бизнес-Славы.
К середине 70х гг. банки за пределами Америки продолжали, мягко говоря, недолюбливать карты, связанные с Bank of America. Чтобы переменить это положение дел, карте BankAmericard было дано новое имя – Visa. Постепенно банки начали получать стабильную прибыль от карточного бизнеса и в 1984г. появилась карта Visa Electron, довольно скромная вещь, самая простая на вид, с минимальными лимитами.

4

Вскоре начали появляться карточки – маркетинговые холсты, логотипы уменьшились и заняли скромное место в углу карты. Спонсоры были несказанно рады такому повороту дел.

5

Хитом стала карта The Austin Powers TM Titanium Visa, её владельцы имели возможность увидеть на большом экране фильм «Остин Пауэрс: международный человек-загадка».

6

В 90х гг. Visa инициировала создание так называемой «универсальной коммерции»– u-commerce, которая включала в себя платежи по телефону, по почте или факсу, традиционные операции в торговых и сервисных центрах.
Ну, а на сегодняшний день Visa подготовила две «вкусные штучки»:

- Visa Mobile P2P Payments: позволяет зарегистрированным пользователям надежно и безопасно осуществлять платежи с мобильных аппаратов на счет любого владельца карты

- Visa Mobile Alerts: оповещает в режиме реального времени о совершаемых по карте транзакциях

7

До ребрендинга логотип Visa в голубых с золотым тонах символизировал небо и холмы Калифорнии, где, собственно, и был основан Bank of America, затем от золота холмов осталась небольшая полоска на заглавной букве, и наконец, восторжествовал тотальный минимализм: голубое на белом, никаких тебе аллюзий на прекрасные холмы. Что ж, дизайнеры шрифтов тоже хотят кушать.

8

«Мы признаем, что впервые за 55ти летнюю историю кампании Visa стала доступна для всех и везде, - говорит бренд-директор Антонио Лючио, - инновации выражаются в охвате как мобильной, так и электронной коммерции, а также в расширении точек оплаты по всему миру». Как говорится – Everywhere You Want to Be!

9

В заключение пара слов о Visa и MasterCard. Борьба за право быть основной картой путешественника идет между системами с незапамятных времен, даже, несмотря на то, что Visa является неоспоримым гигантом рынка – 57% против 27% мастеровских.
Обе системы давно уже стали интернациональными, тем не менее, на практике получается так, что основной валютой Visa является $, в то время как для MasterCard и $ и € – равнозначные валюты, и та и та могут быть основными. Это означает, что конвертация по карте Visa проходит через $, по карте MasterCard – допустимы оба варианта.
В России, как правило, счет по Мастеровской карте оформляется в € вопреки потенциальной возможности открыть два счета в обеих валютах. От банков это требует неких дополнительных затрат, идти на которые они не торопятся. Посему бывалые люди советуют для поездок по Европе брать MasterCard, для обеих Америк, Австралии или, например, Таиланда – Visa.
Tags: visa, история компании, международные платёжные системы, сша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments